Перейти к основному содержанию Ресурс 12Ресурс 33Ресурс 37Ресурс 26Ресурс 31Ресурс 7Ресурс 17Ресурс 9Ресурс 45Ресурс 48Ресурс 10Ресурс 52Ресурс 53Ресурс 51Ресурс 19Ресурс 8Ресурс 39Ресурс 27Ресурс 38Ресурс 18Ресурс 28Ресурс 44Ресурс 32Ресурс 46Ресурс 34

   Вирусный маркетинг везде называют по-разному: маркетинг шепотом, сарафанное радио, подрывной и партизанский маркетинг. Хотя, сочетание слова «маркетинг» и слова «вирусный» не совсем корректно, так как маркетинг, по классическому определению описывает прямое и сознательное действие со стороны компаний по продвижению своих товаров потребителям. Вирусный же маркетинг является скорее не сознательным действием, а представляет собой косвенный маркетинг, управляемый поведением потребителей. По своему определению, вирусный маркетинг – это способ продвижения брэнда или товара и услуг в Интернете, когда информацию распространяют сами потребители путем личных рекомендации. Подобно настоящему вирусу, сообщение о товаре или услуге быстро передается от одного пользователя к другому и очень быстро распространяется по всей Интернет сети.

 

   Одним из первых успешных рекламных кампаний по вирусному маркетингу была признана сообщение от Hotmail, которая призывала Интернет пользователей завести бесплатную электронную почту Hotmail в 90-х гг. Ее стратегией была предоставление бесплатно желаемого и качественного продукта, т.е. электронного ящика в обмен на просмотр пользователями страниц с рекламой. В данном редком случае, Hotmail заставила пользователей передавать рекламные сообщения друг другу, называя это «забесплатно».
 
   Многие фирмы с тех пор используют вирусный маркетинг для распространения информации в Интернет для выполнения следующих задач:
 
   >  Запуск слухов и обсуждений перед выпуском нового продукта, чтобы вызвать интерес потенциальных клиентов, а так же для увеличения узнаваемость бренда.
 
   >  PR – вирусная кампания для продажи различных PR-истории для электронных и печатных СМИ.
 
   >  Маркетинговое исследование среди потребителей для того, чтобы расширить базу электронных адресов или собрать необходимую информацию об аудитории с помощью анкетирования.
 
   >  Прямые продажи. Привлечение трафика на сайт, где можно заказать товары или услуги для увеличения объема продаж.
 
   >  Реклама. Использование вирусного маркетинга для того, чтобы развлечь публику и лишний раз ненавязчиво напомнить о своем бренде.
 
   >  Взаимодействие с брендом. Используя интерактивную составляющую вируса наладить взаимодействие Интернет пользователей с вашим брендом.
 
   Вирусная реклама может существовать в самых разных форматах – это мультимедийные мини-сайты, видеоролики и флэш-мультфильмы, флэш-игры, мультимедийные открытки, конкурсы, многопользовательские игры, виртуальные миры, медиа-каналы, анекдоты и другие. 
 
   Самые веселые и, наверное, самые эффективные кампании вирусного маркетинга проходят на YouTube, центре обмена видео-клипами в Интернет. С деловой точки зрения, все работает следующим образом: создатель вирусной рекламы  задумывает отличный видео-клип о новом или существующем товаре. Рекламный ролик выполнен хорошо и с юмором, для затравки. Вместо того, чтобы платить за эфир, вы запускаете свой видео-клип на YouTube. Используя существующую сеть контактов на YouTube, небольшая группа людей видит, что вы им показываете, и им настолько это нравится, что они посылают его друзьям и размещают на своих блогах. Далее об этом узнают сообщество блоггеров, и ваше имя получает огласку. Все это произошло в результате того, что вы разработали и выпустили замечательный бесплатный продукт, который хочет получить большая группа людей. Затем бесплатный продукт легко распространяется, что позволяет ему обрести “заразность”.
 
      
   Что конкретно можно сделать, чтобы создать эффективный вирусный маркетинг? 
 
   Для начала, необходимо создать продукт, который стоит искать. Здесь необходимо креативный подход к разработке общей идеи.  Создайте востребованный (востребованный не только по вашему мнению) бесплатный интернет-продукт или услугу. Здесь не помешает небольшое исследование рынка. Для начала можно разработать демонстрационную версию – ограниченный, но полнофункциональный продукт или привлекательную статью в блоге с по-новому расставленными акцентами. Когда продукт создан, нужно распространить ее в существующей онлайновой сети, где много общаются, так называемый процесс посева. Одним словом, идти туда, где есть люди – люди, которые видят ценность в том, что вы предлагаете. Это может быть YouTube, блоггеры, различные сообщества, конференции, MySpace или просто дружеское электронное сообщение друзьям. Вирусный маркетинг происходит на плечах других людей, т.е. бесплатных маркетологов. Зачем кому-то бесплатно продвигать ваш продукт? Это происходит, потому что распространяемый продукт интересен людям, и они хотят поделиться этой ценностью с другими.
 
   Для того чтобы наглядно показать, что представляет собой вирусный маркетинг и как он работает, давайте рассмотрим несколько кейсов от компании “PANASONIC”.
 
   Кейс№1 «Социальная служба ГОРВОЗДУХ»
 
   Новая для России концепция рекламы продукции заключается в продвижении социальной идеи, способствующей популяризации той или иной товарной группы. Для продвижения линейки кондиционеров Panasonic в Интернет была создана концепция социальной службы "ГОРВОЗДУХ". Миссия ГОРВОЗДУХ – продвижение идеи  чистого и здорового воздуха - "Живого Воздуха" в среде обитания человека. Путем донесения до потребителя некой социальной идеи осуществляется реклама товаров определенной категории. Кондиционер в рамках этой идеи – средство формирования комфортного личного пространства человека. Живой Воздух – такой же важный аспект среды обитания, как физическая защищенность жизненного пространства.
 
   Первым этапом был запущен "тизерный” сайт, выполненный в стиле “underground”. 
 
   Появление  сайта экологической направленности   в стиле урбан-киберпанк стало полной неожиданностью для российского Интернета. Создатели рекламы старались, чтобы сайт был необычным и в какой-то степени шокирующим.
                Тизерный сайт nevozduh.ru
    Вот цитаты из обсуждения Интернет посетителей, которые увидели эту рекламы: «Задумался о том, каким воздухом приходится дышать в мегаполисе, к чему это может привести и отправил ссылку другу».  
      
      В рамках сайта была запущена Flash-игра "Здесь легко выжить". Аркада, в которую практически нельзя выиграть, поскольку игровой мир кишит множеством различных бактерий, вирусов, загрязнений. Если игроку удается дойти до конца, он становится “мутантом”. Цель этой игры – привлечь внимание к проблемам загрязнения среды, и тем, каким воздухом нам приходится дышать. 
               Флеш-игра "Здесь лекго выжить"
 
 
   Из комментариев посетителей: «Долго пытался выиграть, а когда удалось, стал мутантом»
 
   Для поддержания интереса к “темному” сайту NeVOZDUH.RU был разработан вирусный ролик, рассказывающий о нелегкой судьбе человечков в противогазах, вынужденных жить в мегаполисе.
   Вторым этапом кампании был запуск промо-сайта «Живой воздух», выполненного в светлых тонах, на котором посетителю предлагалось решение проблем, поднятых на "темном" сайте. Если на тизерном сайте не было никакого упоминания о компании Panasonic и кондиционерах, то на базовом сайте "ГорВоздух" уже рассказывалось, как продукция Panasonic с помощью современных технологий способна решить проблемы загрязнения воздуха в личном пространстве каждого человека. 
                 Промо-сайт vozduh.ru
 
   На промо-сайте VOZDUH.RU была разработана другая Flash-игра “Полигон”, на которой пользователи могли с помощью новейших технологий Panasonic очистить свою квартиру от болезнетворных вирусов и бактерий. Пользователь мог выбрать, за какой город он играет, и по сводным результатам команд  формировался список самых “чистых” городов России.
 
                 Флеш игра "Полигон"
 
   Из комментариев посетителей: «Поиграл за команду своего города. Понял что такое технология PANASONIC. Позвал земляков поиграть» 
 
   Таким образом, Интернет пользователи могли развлекаться с предложенными бесплатными флэш-играми «Полигон» или «Здесь легко выжить» или просмотреть вирусный видео ролик «NEVOZDUH», передавать его своим друзьям и знакомым и, в конце концов, через эти рекламные трюки попасть на главный сайт компании “PANASONIC”, где имеется информация о новом продукте – кондиционере. Активная фаза проекта составляет 2 месяца, результат проекта – более 100 000 контактов с пользователей с рекламным сообщением.
 
   Кейс№2 «Миры эмоции VIERA»
 
 
 
   В рамках продвижения линейки элитных плазменных и ЖК панелей VIERA (Panasonic) была разработана рекламная концепция “Миров эмоций VIERA”. Уникальность идеи состоит в том, что якобы c помощью телевизоров VIERA человек может путешествовать по разнообразным мирам человеческих эмоций. 
 
   Компанией ADV был разработан промо-сайт, разделенный на различные “миры”, отражающие те или иные эмоции, которые испытывает человек: радость, страх, ужас, меланхолия, страсть.
 
           VIERA: Меланхолия                  VIERA: Страх                     VIERA: Страсть
 
              
   Также в рамках проекта был объявлен конкурс на лучший рассказ, описывающий то или иное эмоциональное состояние человека. Участники конкурса могли посетить страницу соответствующей эмоции на сайте и предложить свой рассказ. Продвижение проекта осуществлялось в основном методом “сарафанного радио” через блог-сферу Рунета. 
 
   В результат этой рекламной акции было получено более 1000 рассказов, присланных для участия в конкурсе. Так же зарегистрировано более 200 000 посетителей проекта. И, кроме того, вирусный проект “VIERA” получил главный приз на фестивале ММФР 2005 в номинации «Специальный проект».
 
   Занимаясь вирусным маркетингом, необходимо помнить, что в том, что вы распространяете, всегда должна заключаться ценность. Если опубликовать нужный материал в нужное время, люди с легкостью начнут их распространять, потому что им это интересно. Занятие вирусным маркетингом всегда приносит отдачу, если делать это правильно и грамотно, и вы увидите, что результаты не заставят себя ждать.