Ресурс 12 Ресурс 33 Ресурс 37 Ресурс 26 Ресурс 31 Ресурс 7 Ресурс 17 Ресурс 9 Ресурс 45 Ресурс 48 Ресурс 10 Ресурс 52 Ресурс 53 Ресурс 51 Ресурс 19 Ресурс 8 Ресурс 39 Ресурс 27 Ресурс 38 Ресурс 18 Ресурс 28 Ресурс 44 Ресурс 32 Ресурс 46 Ресурс 34

   Одной из целей данного исследования значилось сформулировать ряд рекомендаций по применению лайк-маркетинга, опираясь на литературные источники – аналитические статьи, публикации, а также блоги и персональные страницы практиков лайк-маркетинга и SMM. Ниже сформирован список практических советов, являющихся наиболее актуальными с учетом специфики современных Интернет-пользователей и компаний, а также сделанные на основании общего анализа лайк-маркетинга как бизнес-инструмента.

 

   В упомянутом ранее пособии «Marketing on Facebook. Best Practice Guide» (2012), выпущенном администрацией сайта и обучающем наиболее эффективному продвижению в социальной сети Facebook, указаны следующие ключевые рекомендации:
 
   1. Выработайте стратегию продвижения с максимально «социальным» дизайном – принцип социализации должен быть базовым, а не внедренным, наложенным на готовое бизнес-решение.
 
   2. Создайте оригинальный «голос бренда» (англ. brand voice) – формирование особого образа бренда, создающего максимально точное восприятие.
 
   3. Сделайте процесс максимально интерактивным с помощью всех возможных инструментов (голосования, чаты, пользовательские конкурсы, открытые вопросы, встречи оффлайн и т.д.)
 
   4. Выстраивайте долгосрочные отношения – постоянно продолжайте публиковать интересный контент, поддерживать интерактивный характер взаимодействия.
 
   5. Продолжайте изучать своих участников сообщества, так как именно их инсайт является первичной информацией для разработки новых продуктов, а также совершенствования существующих.
 
   Перечисленные рекомендации играют ключевую роль в процессе использования лайк-маркетинга, однако базовое понятие, о котором нужно помнить, выстраивая SMM-концепцию – Likeability, маркетинговый потенциал контента с точки зрения привлечения внимания интернет-пользователей (Kerper, 2011). Данный набор свойства и характеристик, которые определяют, нравится ли пользователям ваш контент, буквально определяет, будут ли они способствовать его распространению и, как следствие, успеху вашей маркетинговой деятельности в социальных сетях. Андрей Бузина, один из ведущих специалистов по вирусным коммуникациям, генеральный директор креативного агентства цифровых коммуникаций Smetana, создающего наиболее популярные рекламные ролики для коммерческих и некоммерческих российских организаций, называет следующие основные качества, присущие популярному контенту: честность, человечность, смелость, оригинальность, хороший вкус, желанность, простота, эмоциональность, польза, креативность (Бузина, 2012). Таким образом, likeability распространяемого инфоповода – базовая характеристика, которая должна быть оценена в рамках SMM-кампании.
 
   Среди прочих рекомендаций, выявленных в ходе исследования, принципиально важны следующие (Kerper, 2011; TopDog, 2011; Ли, Бернофф, 2010; Smith, 2011;  Andersen et al, 2011):
 
   1. Привлекайте текущих клиентов в сетевое пространство – пользователи, знакомые с вашим товаром и одобряющие вашу деятельность фактом покупки, как правило, становятся ядром лояльных участников сообщества.
 
   2. Во избежание лишних затрат до формирования бюджета для SMM-кампании отнеситесь внимательно к формированию целей своего развития в Интернете в целом. Зачастую непосредственное привлечение покупателей достигается посредством более надежного и проверенного инструмента, чем лайк-маркетинг, а социальные сети играют роль механизма по увеличению лояльности уже имеющихся клиентов.
 
   3. Выделяйте и поощряйте наиболее активных участников – пользователь должен быть заинтересован в сотрудничестве, необходим элемент выгоды и интереса. 
 
   4. Обязательно отвечайте на все негативные комментарии в кратчайшие сроки. Керпер, один из самых опытных практиков лайк-маркетинга, отмечает особую важность работы с возражениями и настаивает на скорейшем ответе. По мнению автора, единственно верный способ уладить конфликт на начальной стадии и предотвратить его распространение по социальной сети – публично принести извинения от лица компании в комментарии к негативному отзыву и вежливо перенести дальнейшее обсуждение в непубличное пространство (электронная почта, личное сообщение, телефонный звонок).
 
   5. Бесплатно редоставляйте участникам сообщества нечто, имеющее ценность (value) – скидочные купоны, семплы, полезную информацию (если продукт не материален). 
 
   6. Делитесь внутренней информацией о компании (информация о сотрудниках и корпоративных мероприятиях, фотографии офисов и заводов) и побуждайте пользователей также к личностному, открытому, персонифицированному общению между собой. 
 
   7. Вовлекайте Facebook в оффлайновую деятельность компании – размещайте ссылку сообщества на упаковке продукта, вешайте привлекающие внимание постеры в офисах по работе с клиентами и т.д.
 
   8. Используйте таргетированную рекламу Facebook создания большей осведомленности среди потенциальных клиентов.
 
   Андрей Гавриков, генеральный директор компании «Комплето», отмечает следующее: «SMM – это сильный инструмент, способный при правильном использовании принести отличные результаты. Но подход к нему должен строиться так же, как и все остальные составляющие маркетинговой кампании: на основе глубокой аналитики и при помощи опытных специалистов» (Гавриков, 2012). Иными словами, используя все выше перечисленные принципы, высокой эффективности и минимизации рисков при использовании такого инструмента, как лайк-маркетинг, можно достичь лишь посредством построения грамотной и последовательной SMM-стратегии и привлечения опытных экспертов отрасли – молодой, но перспективной. Быть в числе первых, кто сумел извлечь пользу из данного инструмента, значит обойти конкурентов и сделать шаг в сторону прогрессивного, социально привлекательного и в целом инновационного подхода к маркетингу и ведению бизнеса в целом.