Оценка размера рынка электронной коммерции является трудной задачей, так как огромное количество сделок заключается международными контрагентами. В связи с этим я рассмотрю несколько рынков по отдельности: Американский, Европейский и Российский. Первые два – как самые крупные, Российский – для определения его потенциала. Такое разделение не отразится на раскрытии темы моей курсовой, напротив, оно расширит представление о приоритетных направлениях деятельности по работе с потребителем на рынке электронной коммерции.
1.2.1 Рынок электронной коммерции США
Процент людей в США, совершающих покупки через Интернет, составляет 88%, а 38% населения хотя бы раз в месяц осуществляют покупки через Интернет. По сравнению с 2009 годом, расходы на онлайн-покупки среди граждан США в 2010 выросли на 9% . По результатам отчета, опубликованного Forrester Research Inc. среднегодовой темп роста электронных продаж составит 9,62% на протяжении последующих пяти лет (2011-2015) .
На конец 2010 года процент покупок через Интернет в общем товарообороте страны составил 6,4 в США . Крупнейшим онлайн-торговцем в 2010 году был Amazon.com, за ним следует Apple.com. Также в рейтинг самых часто посещаемых Интернет-магазинов в США вошла электронная точка продаж крупнейшей в мире розничной сети WalMart, онлайн-магазины электроники и сопутствующих товаров Sears и Best Buy .
1.2.2 Рынок электронной коммерции Европы
75% Интернет-пользователей в Европе заходят в Сеть для осуществления покупки в онлайн-магазине . В 2010 году объем продаж европейского рынка онлайн-коммерции составил 118.3 миллиарда евро. При этом доля 10 самых крупных Интернет-продавцов в этой сумме составляет почти четверть – 23.2%. Страной с самой развитой Интернет-экономикой в Европе является Великобритания с 7,2%-й долей Интернет-коммерции в общем объеме ВВП страны . Самая большая доля среди лидеров европейского рынка принадлежит сайту Amazon.com – 16.3% из объема продаж 300 самых крупных европейский онлайн-магазинов. Этот гигант электронной коммерции заслуживает отдельного рассмотрения.
Начав продавать книги посредством Интернета в Великобритании в 1997 году и построив за 14 лет огромную инфраструктуру в Европе, сейчас сайт имеет 9 исполнительных центров (офисов) во Франции, Великобритании, Германии и Исландии, клиентскую службу в Германии и отдел исследований и развития в Великобритании. Завоеванию такой большой доли рынка способствовала грамотная политика поглощений и инвестиций в быстрорастущие начинающие компании. По словам Скота Винго, одного из давних обозревателей продвижения бизнеса Amazon.com, портал приобретает компании, которые помогают ему расширять своё дело в Европе.
Следом за Amazon ведущими игроками являются Otto Group (одежда и товары для дома), Tesco Stores (продукты питания), Staples Inc. (канцтовары), 3 Suisses (одежда). Самыми продаваемыми категориями товаров являются одежда и электроника.
Доля электронных продаж в общем товарообороте стран-участниц Европейского Союза составила на 2010 год 5,7% .
Главной тенденцией европейского рынка электронной коммерции является выпуск мобильных приложений, которые не являются средствами мобильной коммерции (то есть не служат цели осуществления транзакций), но помогают продвигать бренд .
Что касается прогнозов по развитию рынка, то представители Forrester Research Inc. Предсказывают рост онлайн-продаж в среднем на 10% как для Европы, так и для США до 2015 года .
1.2.3 Рынок электронной коммерции России
По версии американского коммерческого банка Morgan Stanley в 2010 году Россия вошла в пятерку самых крупных электронных рынков мира. Объем онлайн-продаж за 2010 год превысил 240 миллиардов рублей. Это происходит, во-первых, благодаря увеличению Интернет-пользователей на региональном уровне. Во-вторых, оказавшиеся в кризисной ситуации компании решили пересмотреть свои взгляды на традиционное ведение бизнеса и начали экспансию в виртуальное пространства, тем самым снизив издержки и открыв для себя новых потребителей. На данный момент доля онлайн-продаж в общем товарообороте в России составляет 1,6%.
За 2010 год количество российских пользователей Сети выросло на 31% по сравнению с 2009 годом. Сейчас пользователями Интернета является 42% населения России. Кроме того, растет переход на мобильные устройства в качестве средства Интернет-доступа: охват скоростного мобильного интернета вырос до 81% за 2010 год.
Лидерами онлайн-продаж являются книги, электроника и бытовая техника, одежда и продукты питания. Согласно рейтингу, составленному аналитическим порталом InSales, ведущими российскими Интернет-магазинами являются utkonos.ru (продукты), ozon.ru (книги), kupivip.ru (одежда и аксессуары по распродажным ценам), mvideo.ru (бытовая техника), svyaznoy.ru (мобильные устройства и сопутствующие товары), что подтверждает статистику категорий товаров-лидеров продаж.
Прогнозисты обещают дальнейший рост рынка и его увеличение на 145% по сравнению с настоящим показателем к 2015 году .
Итак, главный вывод, который можно сделать, исходя из проведенного выше анализа – крупнейшие рынки электронной коммерции находятся на подъеме и будут продолжать расти в течение следующих 5 лет. Тем не менее, этот рост будет обеспечиваться в Америке и Европе благодаря Интернет-гигантам, например, Amazon.com, что затрудняет конкуренцию для новых игроков. Самыми популярными категориями товаров для приобретения онлайн являются книги, электроника, одежда и аксессуары и продукты. Также примечателен рост Интернет-продаж с помощью мобильных устройств.